Практическое руководство для профессионалов.

                                              Предисловие.
 
   Настоящий документ содержит сведения о деятельности репортеров, операторов, а
также об их совместной деятельности, поскольку их работа по сбору новостей,
видеоматериала, монтажу и подготовке сюжета зачастую неразделима. 

 
 
глава 1. Ключевые аспекты телевизонного репортажа.

1.1 Соблюдение общественноых интересов.
   Для многих ТВ студий подготовка и передача телевизионных новостей является
основной функцией их повседневной деятельности.
Телевизионные новости должны быть ориентированы на разнообразную аудиторию
потребителей информации - на ваших зрителей.
Ваша задача как телерепортера заключается в предоставлении вашим зрителям
логически связванной и полезной информации, отвечающей следующим условиям:
- во-первых, эта информация должна быть им необходима для того, чтобы они
чувствовали себя хорошо информированными;
- во-вторых, эта информация должна соответствовать их пожеланиям.
 
1.2 Точность - отношения партнерства со зрителями...
   Для того, чтобы добиться доверия зрителей и в дальнейшем сохранить его, для
того, чтобы сформулировать лояльную вам аудиторию, вы должны добиться репутации
человека, которому можно верить.
Репортаж должен быть точным и обоснованным, что бы у вас установились со
зрителями отношения партнерства.
Для достижения доверия зрителей репортер обязан ограничиваться только
проверенными фактами. 
Таким образом, ваша задача - сбор ключевых фактов, имеющих непосредственное
отношение к освещаемой теме, и доведение их до ваших зрителей, с указанием
источников информации.
Для сохранения доверия зрителей репортер обязан относиться к сбору и изложению
фактов непредвзято.
Пользующиеся доверием публики информационные службы не сообщают слухов. Такие
службы не говорят о том, что могло бы случиться. Зрители не могут палагаться на
слухи - которые неправдоподобны, или же на якобы очевидные события - которые
зачастую не происходят таким образом, как они отображаются на экране.
 
 
1.3 Ясность изложения материала.
   Для того, чтобы обеспечить восприятие материала зрителями репортер обязан
изложить его ясно и вразумительно. Без фактора ясности все остальные аспекты
телерепортажа становятся бессмысленными.
ТВ репортажи должны быть написаны, сняты и поданы с такой степенью ясности
изложения, чтобы ваши зрители могли воспринимать их с первого взгляда.
Будучи тележурналистом, вы, как правило, имеете возможность лишь однократного
обращения к своим зрителям. Обычно зрители не имеют возможности смотреть заново
ваши сюжеты. Таким образом, ясный, четкий стиль и логический монтаж являются
ключевыми требованиями.
Авторский комментарий должен быть четким, ясным и организованным.
Лексика репортера должна быть точной, используемые слова легко понятными зрителю.
Артикуляция должна быть четкой.
Темпоритм сюжета должен позволять зрителю следить за содержанием и воспринимать
его без отвлечения...
Интонационный строй должен соответствовать содержанию сюжета.
Звуковой ряд и картинка должны развивать и усиливать содержательный состав
сюжета, а не затруднять его восприятие.
Умелое сочетание всех этих элементов - сценария, комментария, подачи материала,
интонации, темпоритма, звукового ряда и картинки обеспечивает единство ТВ
репортажа. 
Тележурналист должен овладевать мастерством постановщика, что в дальнейшем
необходимо.
 
1.4 МОНТАЖ

Видеомонтаж позволяет отбирать наиболее важное и сжимать время.
Мы редко показываем события полностью – иначе бы выпуски новостей занимали бы не 
минуты, а часы эфирного времени.
 
Видеомонтаж в принципе похож на редактирование текста.

Когда журналист, работающий в печатных средствах массовой информации, берет интервью, то 
высказывания интервьюируемого располагаются по всему тексту статьи, и не обязательно в том 
порядке, в котором они были произнесены. Тележурналист также отбирает и располагает кадры 
и звуковой материал в определенном порядке, отвечающем логической последовательности 
сюжета. Ив том, и в другом случае репортеры перестраивают и перегруппируют факты и 
высказывания, чтобы улучшить ход рассказа.

При монтаже (как и при редактировании текста) необходимо приложить максимум усилий, 
чтобы не ввести зрителя в заблуждение. Если, например, вы готовите выпуск новостей по 
итогам дня и где-то в полдень имела место полминутная потасовка, то сообщение об этой драке 
без обозначения временного и ситуативного контекста может ввести зрителей в заблуждение.

Помните следующие правила:
-	Вы – представитель всех зрителей на месте события.
-	Ваша задача – правдиво донести событие до зрителя, предложив его вниманию 
смонтированный рассказ о проишедшем.
-	Если вы считаете, что в вашем материале, подготовленному к эфиру, отсутствуют 
некоторые элементы и что он не отражает событие правдиво и точно, примите все 
необходимые меры для того, чтобы устранить этот недостаток.

Нередки случаи, когда о вашей профессиональной деятельности судят по тому, насколько 
оперативно вы в состоянии подготовить материал в условиях дефицита времени. Но если вы 
чувствуете, что ваш материал не готов к эфиру, вам следует уведомить продюсера (гл. 
редактора), что материал в его настоящем виде не может быть передан в эфир. При этом 
необходимо принять меры к тому, чтобы информировать продюсера за максимально возможный 
срок до начала, чтобы он мог найти замену.

1.5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

В тележурналистике – более чем в каком-либо другом жанре оперативной журналистики – 
репортеры должны учиться работать в контакте со своими коллегами, в едином коллективе.

Репортеры, операторы, редакторы и продюсеры должны обладать навыками эффективного 
общения, что бы успешно осветить события и подготовить передачу.

Репортеры и операторы должны уметь вести непрерывный профессиональный диалог на месте 
сьемки сюжета, что бы скоординировать все аспекты процесса сбора информации.

Репортеры, операторы, продюсеры, художники – постановщики и даже администраторы 
должны уметь общаться и поддерживать друг друга в процессе передачи материала в эфир.

1.6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Подготовка материала к эфиру и его передача осуществляется силами различных сотрудников 
редакции новостей (а также других подразделений телестудии – постановщиков, инженеров и 
др.), но в конечном итоге только репортер – как человек, непосредственно собиравший 
информацию факты – должен нести ответственность за точность, достоверность и доходчивость 
передаваемого материала.
 
1.7 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

В большинстве профессиональных агенств новостей:
-	точность ценится больше, чем оперативность;
-	справедливость ценится больше, чем сенсация;
-	сбалансированное отражение событий ценится больше, чем умение подать материал.



 

продолжение в следующем письме...