Практическое руководство для профессионалов. Предисловие. Настоящий документ содержит сведения о деятельности репортеров, операторов, а также об их совместной деятельности, поскольку их работа по сбору новостей, видеоматериала, монтажу и подготовке сюжета зачастую неразделима. глава 1. Ключевые аспекты телевизонного репортажа. 1.1 Соблюдение общественноых интересов. Для многих ТВ студий подготовка и передача телевизионных новостей является основной функцией их повседневной деятельности. Телевизионные новости должны быть ориентированы на разнообразную аудиторию потребителей информации - на ваших зрителей. Ваша задача как телерепортера заключается в предоставлении вашим зрителям логически связванной и полезной информации, отвечающей следующим условиям: - во-первых, эта информация должна быть им необходима для того, чтобы они чувствовали себя хорошо информированными; - во-вторых, эта информация должна соответствовать их пожеланиям. 1.2 Точность - отношения партнерства со зрителями... Для того, чтобы добиться доверия зрителей и в дальнейшем сохранить его, для того, чтобы сформулировать лояльную вам аудиторию, вы должны добиться репутации человека, которому можно верить. Репортаж должен быть точным и обоснованным, что бы у вас установились со зрителями отношения партнерства. Для достижения доверия зрителей репортер обязан ограничиваться только проверенными фактами. Таким образом, ваша задача - сбор ключевых фактов, имеющих непосредственное отношение к освещаемой теме, и доведение их до ваших зрителей, с указанием источников информации. Для сохранения доверия зрителей репортер обязан относиться к сбору и изложению фактов непредвзято. Пользующиеся доверием публики информационные службы не сообщают слухов. Такие службы не говорят о том, что могло бы случиться. Зрители не могут палагаться на слухи - которые неправдоподобны, или же на якобы очевидные события - которые зачастую не происходят таким образом, как они отображаются на экране. 1.3 Ясность изложения материала. Для того, чтобы обеспечить восприятие материала зрителями репортер обязан изложить его ясно и вразумительно. Без фактора ясности все остальные аспекты телерепортажа становятся бессмысленными. ТВ репортажи должны быть написаны, сняты и поданы с такой степенью ясности изложения, чтобы ваши зрители могли воспринимать их с первого взгляда. Будучи тележурналистом, вы, как правило, имеете возможность лишь однократного обращения к своим зрителям. Обычно зрители не имеют возможности смотреть заново ваши сюжеты. Таким образом, ясный, четкий стиль и логический монтаж являются ключевыми требованиями. Авторский комментарий должен быть четким, ясным и организованным. Лексика репортера должна быть точной, используемые слова легко понятными зрителю. Артикуляция должна быть четкой. Темпоритм сюжета должен позволять зрителю следить за содержанием и воспринимать его без отвлечения... Интонационный строй должен соответствовать содержанию сюжета. Звуковой ряд и картинка должны развивать и усиливать содержательный состав сюжета, а не затруднять его восприятие. Умелое сочетание всех этих элементов - сценария, комментария, подачи материала, интонации, темпоритма, звукового ряда и картинки обеспечивает единство ТВ репортажа. Тележурналист должен овладевать мастерством постановщика, что в дальнейшем необходимо. 1.4 МОНТАЖ Видеомонтаж позволяет отбирать наиболее важное и сжимать время. Мы редко показываем события полностью – иначе бы выпуски новостей занимали бы не минуты, а часы эфирного времени. Видеомонтаж в принципе похож на редактирование текста. Когда журналист, работающий в печатных средствах массовой информации, берет интервью, то высказывания интервьюируемого располагаются по всему тексту статьи, и не обязательно в том порядке, в котором они были произнесены. Тележурналист также отбирает и располагает кадры и звуковой материал в определенном порядке, отвечающем логической последовательности сюжета. Ив том, и в другом случае репортеры перестраивают и перегруппируют факты и высказывания, чтобы улучшить ход рассказа. При монтаже (как и при редактировании текста) необходимо приложить максимум усилий, чтобы не ввести зрителя в заблуждение. Если, например, вы готовите выпуск новостей по итогам дня и где-то в полдень имела место полминутная потасовка, то сообщение об этой драке без обозначения временного и ситуативного контекста может ввести зрителей в заблуждение. Помните следующие правила: - Вы – представитель всех зрителей на месте события. - Ваша задача – правдиво донести событие до зрителя, предложив его вниманию смонтированный рассказ о проишедшем. - Если вы считаете, что в вашем материале, подготовленному к эфиру, отсутствуют некоторые элементы и что он не отражает событие правдиво и точно, примите все необходимые меры для того, чтобы устранить этот недостаток. Нередки случаи, когда о вашей профессиональной деятельности судят по тому, насколько оперативно вы в состоянии подготовить материал в условиях дефицита времени. Но если вы чувствуете, что ваш материал не готов к эфиру, вам следует уведомить продюсера (гл. редактора), что материал в его настоящем виде не может быть передан в эфир. При этом необходимо принять меры к тому, чтобы информировать продюсера за максимально возможный срок до начала, чтобы он мог найти замену. 1.5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В тележурналистике – более чем в каком-либо другом жанре оперативной журналистики – репортеры должны учиться работать в контакте со своими коллегами, в едином коллективе. Репортеры, операторы, редакторы и продюсеры должны обладать навыками эффективного общения, что бы успешно осветить события и подготовить передачу. Репортеры и операторы должны уметь вести непрерывный профессиональный диалог на месте сьемки сюжета, что бы скоординировать все аспекты процесса сбора информации. Репортеры, операторы, продюсеры, художники – постановщики и даже администраторы должны уметь общаться и поддерживать друг друга в процессе передачи материала в эфир. 1.6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Подготовка материала к эфиру и его передача осуществляется силами различных сотрудников редакции новостей (а также других подразделений телестудии – постановщиков, инженеров и др.), но в конечном итоге только репортер – как человек, непосредственно собиравший информацию факты – должен нести ответственность за точность, достоверность и доходчивость передаваемого материала. 1.7 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В большинстве профессиональных агенств новостей: - точность ценится больше, чем оперативность; - справедливость ценится больше, чем сенсация; - сбалансированное отражение событий ценится больше, чем умение подать материал. продолжение в следующем письме...