Практическое руководство для профессионалов.


 
 
глава 2. РАБОТА НА МЕСТЕ СОБЫТИЙ: РЕПОРТЕРСКАЯ КОМАНДА.


                                             Предисловие.
 
При наличии современного легкого оборудования большинство телекомпаний ведет работу на 
месте событий силами репортерской команды, состоящей из 2 человек – репортера и оператора. 
При этом некоторые телекомпании пользуются услугами одного человека, выполняющего эти 
обе функции.

2.1 РЕПОРТЕР КАК ЛИДЕР

Когда работает команда, состоящая из 2 человек, то важно исходить из того принципа, что оба 
члена команды – журналисты. Однако постольку на репортере обычно лежит вся 
ответственность за точность и достоверность материала, переданного в эфир, то именно 
репортер выполняет роль лидера.

2.2 ПАРТНЕРСТВО

Каждый из членов команды должен активно учавствовать в процессе сбора информации. Опыт 
показывает, что самые лучшие результаты, как правило, представляют собой продукт 
взаимодействия репортера и оператора.
Каждый из партнеров по команде должен стремиться понять, какую цель старается достигнуть 
его коллега. Репортер стремиться собрать всю информацию, необходимую для оперативной 
подготовки сюжета. Оператор также испытывает давление фактора времени, когда, с камерой в 
руках, он стремиться сделать наилучшие кадры, которые дополняли бы сюжет.
Каждый из партнеров должен ясно осознавать, что является реально возможным в каждой 
конкретной ситуации, с учетом выделенного команде времени, имеющегося у нее 
оборудования, доступных ей источников информации, условий для сьемки и требований 
продюсера.

Репортер и оператор должны постараться заранее обсудить свои планы работы над сюжетом – 
если только они не работают в чрезвычайных обстоятельствах.

Репортер должен делиться с оператором всей имеющейся у него информацией; оператор, со 
своей стороны, также должен доводить до сведения репортера все свои профессиональные 
соображения.

Основная задача состоит в создании репортерской команды, которая была бы в состоянии 
подать сюжет с точки зрения информационного содержания, и выразительных операторских 
средств.

Как минимум, оба члена команды должны сходиться во мнении таких вопросов, как:
-	зерно сюжета;
-	продолжительность материала;
-	сроки сдачи готового материала;
-	  
2.3 КОНКРЕТНЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ

Репортер должен говорить оператору, какие конкретные сцены или кадры необходимы ему для 
подачи материала.

Например, если репортер собирется вести речь о каком-либо человеке на протяжении 
достаточно длительного периода времени – десять секунд и более, - то он должен заранее 
сказать об этом оператору, что бы тот подготовил видеоматериал соответствующей 
продолжительности.

Если для сюжета необходимы какие-либо конкретные кадры, репортер должен 
проинформировать опереатора  заранее.

Поскольку в телесюжете доминирующим является видеоряд, то оператор должен, в свою 
очередь, информировать репортера о тех – зачастую неожиданных – сильных кадрах, которые 
ему удалось запечатлеть. Это необходимо для того, чтобы репортер мог обыграть такие кадры в 
своем сценарии. Оператор должен также сообщать репортеру о том, какие именно существенно 
важные для сюжета кадры он не смог снять.

Репортер и оператор должны работать в режиме непрерывного вежливого, профессионального 
диалога – делиться идеями, соображениями, взглядами, поддерживать друг друга.

2.4 ОПЕРАТОР РАБОТАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Когда оператор работает самостоятельно, его ответственность возрастает. В таких ситуациях он 
должен принимать на себя выполнение роли репортера – сбор и документирование фактов и 
информации, необходимых для подготовки материала. Эти факты могут быть либо переданы 
режиссеру или сценаристу на студии для подготовки эфирного материала.

2.5 ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ

Репортер должен разбираться в современном оборудовании, для того, чтобы понимать, что 
именно можно снять с помощью данной камеры и какие его пожелания выходят за пределы 
технических возможностей оборудования.

Не следует размещать интервьюируемых на контрастном фоне. Репортеру не следует настаивать 
на том, чтобы оператор вел сьемки в технически неблагоприятных ракурсах.

Репортеру всегда следует посоветоваться с оператором до сьемки, чтобы не требовать от него 
кадров, получение которых невозможно либо по техническим характеристикам камеры, по 
иным техническим причинам.

2.6 МИКРОФОНЫ

Использование микрофонов связано с особыми проблемами.

Ручные и миниатюрные микрофоны очень чувствительны. Когда репортер держит микрофон во 
время записи, он должен следить за тем, чтобы не перебирать пальцами по самому микрофону 
или шнуру.

Микрофон следует держать достаточно близко к источнику звука, чтобы обеспечить 
качественную запись, особенно если во время записи имеет место сильный фоновый шум, но в 
то же время не слишком близко – например, чтобы при записи человеческой речи не было 
слышно дыхание, что создает фон из щелчков.


2.7 РЕПОРТЕР В КАЧЕСТВЕ ПРОДЮСЕРА НА МЕСТЕ СЬЕМКИ

Хотя эти требования не содержатся в описании функций репортера, но при работе в составе 
команды из 2 человек ему зачастую приходится выполнять и функции продюсера, обеспечивая 
транспортировку оборудования, соблюдение графика съемок, подготовки и пересылки 
материала  и т.д. 



продолжение в следующем письме...