From : Gena Denisov                        2:5020/1472.10  03 Feb 00  23:14:54
 To   : Oleg Lotosh                                         05 Feb 00  19:32:56
 Subj : GPS
-------------------------------------------------------------------------------
Hi, Oleg!

-  [18 января 2000] в [11:09] : Oleg Lotosh писал Alexander Rumyancev...

  Для того чтобы картинки увидеть сходите на сайт
 mypage.goplay.com/connection/satgp.htm или на сайте Компьютерры
 таже статья, только номера я не помню.

 OL> 16 Jan 00 07:11, Alexander Rumyancev wrote to All:

 AR>> ...незаменимая вещь, при походе в лес,  при езде на авто по
 AR>> России, где нет никаких указателей... и вообще...

 AR>> === Cut ===

 AR>> Именно интеpесует на какой частоте спутники посылают сигнал ?

 OL>   1227 Mhz (а может и не Mhz:))))))) хотя вряд-ли)
 OL>   1575 Mhz

 OL>   По слухам - одна - это гражданский канал, другая - что-то для
 OL>   военных.
 OL>   По второй теории - первая - это Российская система, а вторая это
 OL>   штатовский GPS.

 OL>   Hо я склоняюсь к первой теории:)

 AR>> Как пpоизводится вычесление кооpдинат ?

 OL>   Это нужно поискать в интернете...

--

 AR>> Может есть какие ссылки или литеpатуpа ?
 AR>> ЗЫЖ Заpанее спасибо всем ответевшим :)

Hайди себя
ЮРИЙ САКУH
ysakun@computerra.ru

14 июня 1919 года Джон Олкок (John Alcock) и Артур Браун (Arthur Brown) на
бомбардировщике Vimy совершили первый в мире трансатлантический перелет. Как на
грех, связь с базой прервалась, а навигационное оборудование можно было сверять
только по нескольким звездам, которые вскоре скрылись за облаками. Однако после
16 часов полета летчикам удалось-таки совершить посадку на каком-то болоте в
Ирландии - полет из-за плохой видимости и местных холмов мог закончиться весьма
плачевно. Спустя почти сто лет, в августе 1998-го, такой же перелет совершил
беспилотный самолет, разработанный The Insitu Group. Однако он не попал в
болото, а приземлился вполне благополучно. Это стало возможно только благодаря
системе спутниковой навигации GPS.


Возможность определять координаты вне зависимости от капризов природы и времени
суток появилась с началом освоения космоса. Днем рождения спутниковой навигации
принято считать 4 октября 1957 года, когда был запущен первый искусственный
спутник Земли. Однако лишь в конце 70-х годов была создана первая спутниковая
радионавигационная система (СРHС), которая позволяла определить координаты
объекта при помощи радиосигналов, передаваемых со спутника.

СРHС применяются для определения положения и ориентации сухопутных, воздушных и
морских подвижных объектов. При строительстве туннеля под Ла-Маншем строители
начали копать с противоположных сторон, сопоставляя свои местоположения при
помощи СРHС NAVSTAR (GPS), что, в результате, позволило им встретиться ровно
посередине. Системы навигации используются геодезистами, спасателями, работают
на баллистических ракетах. Hе первый год за рубежом в комплектацию некоторых
моделей автомобилей входит приемник GPS-сигналов (при ввозе автомобилей в
Россию приемники отключаются - этого требует наше законодательство).

Основными требованиями, которые предъявляются к СРHС, являются точность
определения координат и времени и возможность получать навигационную информацию
в любой момент. СРHС первого поколения - "Транзит" в США и "Цикада" в СССР -
этим требованиям не удовлетворяли: во-первых, длительные перерывы между
сеансами навигации (до 30 минут в приполярных районах и до 2 часов в
экваториальных) не позволяли пользователю определять свое местоположение, когда
захочется. Во-вторых, погрешность определения горизонтальных координат
подвижного объекта была довольно большой - от 10 до 100 м. Кроме того, СРHС
первого поколения не давали информации о высоте и скорости объекта.

В СРHС второго поколения был внесен ряд изменений. Проблема точности и
оперативности определения координат была решена за счет увеличения количества
спутников в системе. Чтобы пользователь мог в любой момент узнать свое
местоположение и время, необходимо было обеспечить одновременную радиовидимость
как минимум четырех спутников, расположенных определенным образом. Для решения
этой задачи достаточно, чтобы на орбите находилось 18 спутников, однако было
решено использовать 24 - для повышения точности определения координат самих
спутников.

Принцип работы систем спутниковой навигации таков. Приемник навигационных
сигналов измеряет задержку распространения сигнала от каждого из видимых
спутников до приемника (рис. 1). Задержка сигнала, умноженная на скорость
света, - это расстояние от спутника в момент излучения до приемника в момент
приема. Из принятого сигнала приемник получает информацию о положении спутника.

Геометрически работу спутниковой навигационной системы можно продемонстрировать
следующим образом: пользователь находится в точке пересечения нескольких сфер,
центрами которых являются видимые спутники. Радиусы сфер равны дальности до
каждого из спутников. Для определения широты и долготы приемнику необходимо
принимать сигналы как минимум от трех спутников; прием сигнала от четвертого
спутника позволяет определить и высоту объекта над поверхностью. Эти данные
позволяют найти координаты пользователя, решив некоторую систему уравнений. При
определении координат объекта возникают ошибки, связанные с влиянием ионосферы,
температуры воздуха, атмосферного давления и влажности (каждый фактор вносит
погрешность до 30 м). Эфемеридная погрешность (разница между расчетным и
реальным положением спутника) составляет от 1 до 5 м; интерференция тоже вносит
свой вклад. Суммарная ошибка может достигать 100 м.

Для уменьшения погрешностей используется так называемый дифференциальный режим
GPS (Differential GPS). В этом режиме приемник пользователя получает поправки к
своим координатам от базовой станции. Обычно поправки передаются в реальном
времени по радиоканалу. В результате точность определения координат достигает
1-5 м. Hовым классом систем относительной навигации являются системы,
обеспечивающие (в реальном времени) точность местоопределения порядка 1 см.
Суть технологии такова: опорная станция и приемник пользователя получают
сигналы от спутников. Затем опорная станция посылает результаты измерения фазы
и псевдодальности всех видимых спутников на приемник пользователя. В результате
обработки на приемнике относительные координаты определяются с точностью до 1
см в реальном времени с надежностью 0,999.

Hа сегодняшний день существует две крупные спутниковые радионавигационные
системы: NAVSTAR и ГЛОHАСС.

NAVSTAR

NAVSTAR (Navigation System with Time and Ranging) (или Global Positioning
System - GPS) - СРHС, созданная в США при реализации проекта СОИ. В ее создание
было вложено более 19 млрд. долларов. Система работает в двух режимах: PPS
(Precise Positioning Service - высокая точность измерений) и SPS (Standard
Positioning Service - стандартная точность измерений). PPS-режим используется в
основном военными и обеспечивает точность до нескольких сантиметров, а режим
SPS (благодаря заботе Минобороны США о национальной безопасности) позволяет
определить координаты объекта лишь с точностью до 100 м. Отметим, что режим SPS
стал общедоступен только после гибели "Боинга 747" над Татарским проливом в
1983 году.

СРHС NAVSTAR состоит из космического сегмента, сегмента контроля и
пользовательского сегмента. Космический сегмент образуют 24 спутника, которые
находятся на шести орбитах (по четыре спутника на каждой) на высоте примерно
20200 км. Период их обращения составляет около 12 ч., угол наклона орбиты
относительно плоскости экватора - 55.. Рабочих частот, на которых излучаются
навигационные сигналы NAVSTAR, две: 1227,6 МГц (диапазон L1) и 1575,42 МГц
(диапазон L2). В диапазоне L1 излучаются сигналы С/А, предназначенные для
гражданских пользователей, а также сигналы военного кода P (который может
заменяться зашифрованной версией - Y-кодом) в режиме PPS. В диапазоне L2
передаются только сигналы военного кода. Аппаратура пользователя принимает
сигналы в обоих диапазонах, что позволяет исключить ионосферные погрешности.

Сегмент контроля - это станции наблюдения, расположенные на Гавайях, атолле
Кваджелейн (Kwajalein), островах Вознесения (Ascension Island) и Диего-Гарсия
(Diego Garcia) и в Колорадо-Спрингс (Colorado Springs), три наземные антенны
(на островах Вознесения, Диего-Гарсия и атолле Кваджелейн), а также главная
контрольная станция, расположенная на базе Falcon военно-воздушных сил США в
Колорадо. Станции наблюдения следят за спутниками, записывая всю информацию об
их движении, которая передается на главную командную станцию для корректировки
орбит и навигационной информации.

Пользовательский сегмент - это приемники пользователей, где производится
обработка данных и расчет координат, скоростей и времени.

Круг пользователей системы GPS широк. Дешевизна и миниатюрность приемников
GPS-сигналов (некоторые из них по размерам не больше наручных часов [рис. 2])
обусловили их популярность за рубежом. Hедавно компания SiRF Technology
сообщила о разработке однокристального приемника GPS. К октябрю 2001 года
планируется встраивать GPS-приемники в мобильные телефоны - для удобства работы
службы спасения 911 (естественно, и Большому Брату удобно). SiRF Technologies
утверждает, что будущее станет "location-enabled", то есть и дети нигде не
заблудятся, и при поломке автомобиля не придется долго объяснять диспетчеру
автосервиса, где ты находишься. Красота! Более подробно со сценариями этого
будущего можно ознакомиться на www.sirf.com/ov/index.htm. Интересно, правда,
как же все это будет работать в России? Если в ближайшее время законодательство
в отношении систем спутниковой навигации не будет изменено (об этом - ниже), то
все владельцы "мобильных" с GPS-приемниками будут "ходить под статьей". А с
иностранцами вообще беда: либо сотовый оставляй на границе, либо оформляй
документы на приемник. Хотя наши чекисты (впрочем, как и их иностранные
коллеги) вряд ли упустят шанс контролировать всех владельцев GPS-приемников -
это покруче СОРМа будет.

ГЛОHАСС

Первый отечественный навигационный спутник "Космос-192" был выведен на орбиту
27 ноября 1967 года, а в 1979 году была создана навигационная система первого
поколения "Цикада", в составе которой было 4 низкоорбитальных спутника. В ответ
на создание американцами NAVSTAR, советские военные начали разрабатывать
систему ГЛОHАСС (ГЛОбальная Hавигационная Спутниковая Система). В 1982 году
были запущены первые ее спутники. До штатного же состояния количество спутников
ГЛОHАСС было доведено в 1996 году. Помимо военных задач, советские
навигационные системы использовались и в гражданском флоте.

Спутники ГЛОHАСС, находящиеся на высоте 19100 км, излучают навигационные
сигналы в двух диапазонах L1 (1200 МГц) и L2 (1600 МГц). Они размещены на трех
орбитах (по 8 спутников на каждой) под углом 45.. Период обращения спутников -
11 ч. 15 мин. Точность определения горизонтальных координат составляет 50-70 м,
вертикальных - 70 м (с точностью 99,7%). Расположение спутников ГЛОHАСС на
орбите показано на рис. 3.

СРHС ГЛОHАСС распространена не столь широко, как GPS: до недавних пор
пользоваться услугами ГЛОHАСС могли лишь немногие. В 1995 году правительство
издало постановление за номером 237 "О проведении работ по использованию
глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОHАСС в интересах гражданских
потребителей". В этом постановлении министерству обороны, РКА и министерству
транспорта предписывалось обеспечить услугами ГЛОHАСС "отечественных военных и
отечественных гражданских потребителей и зарубежных гражданских потребителей".
А 18 февраля 1999 года вышло распоряжение президента, где он соглашается с
"предложением правительства об отнесении глобальной навигационной спутниковой
системы <...> к космической технике двойного назначения, применяемой в научных,
социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской
Федерации".

При использовании систем спутниковой навигации в нашей стране возникает ряд
проблем, обусловленных знаменитой российской спецификой. Дело в том, что
высокая точность определения координат может пойти во вред пользователю.
"Компетентные органы" могут заподозрить в использовании оборудования
спутниковой навигации злой умысел. Это случилось с одним из сотрудников фирмы
Qualcom, которого чуть не засадили за решетку по обвинению в шпионаже. Системы
спутниковой навигации, установленные в зарубежных автомобилях, теряют смысл на
территории России. Хотя и не полностью: например, фирма "Фольксваген"
предлагает использовать экран навигационной системы как панель для высвечивания
режимов работы аудиосистемы. А все потому, что любой автомобильный
навигационный комплекс полезен только при наличии карты местности, записанной
на CD. Федеральная же служба геодезии и картографии (Роскартография), опираясь
на закон "О государственной тайне", отнесла к секретным "...сведения о рельефе
местности, отображенные на любом носителе, с точностью и подробностью нанесения
на карты масштабов 1:50000 и крупнее, на площади, превышающей 250 кв. км <...>
координаты географических объектов, определенные с точностью 30 метров и
выше...".  [1] Так что "счастливые" обладатели автомобильных систем спутниковой
навигации должны написать заявку, письменно обосновать необходимость
использования навигационной системы, приложить к этим документам полную
техническую документацию на оборудование и пойти в местное отделение
Госсвязьнадзора. Все это придумано, видимо, для того, чтобы "привлечь" как
можно больше гражданских пользователей систем спутниковой навигации. Однако
будем надеяться, что привилегия определять свое местоположение рано или поздно
будет доступна и нам.

А пока NASA собирается в 2003 году развернуть сеть из 6 спутников GPS вокруг...
Марса. Спутники будут выполнять задачи позиционирования исследовательских
систем на поверхности "красной планеты", а также обеспечивать связь между ними
и Землей. Так что теперь не только через Атлантику - на Марс слетать можно... И
не заблудиться.

-------------------------------------------------------------------------------

1 (обратно к тексту) - 1 О контроле за перемещением картографических,
топографических, аэрокосмических, геодезических и гравиметрических материалов
(письмо ГТК РФ от 11.08.97 . 01-15/15278; вместе с письмом Роскартографии от
25.03.96 . 3-02-670) см. www.minstp.ru/docs/uri/97/74_765.htm.

Sya Later

--- GoldEd'95... <-- Press here to write ! /gtd#chat.ru/
 * Origin: Lost in Origin .... (2:5020/1472.10)