20.08.06
Какова ваша АТС?

Автоматические телефонные станции (АТС) бывают нескольких основных типов:

Аналоговые АТС:
- декадно-шаговые (ДШ)
- координатные, координатные усовершенствованные (К, КУ)
- квази-электронные, электронные (Э)

цифровые АТС (ISDN, и др. цифровые сервисы).
Отдельно стоят офисные и учержденческие АТС, обладающие малой номерной
емкостью.

Как узнать, какая АТС обслуживает ваш номер.
Если у вас цифровой аппарат - то и АТС цифровая. Такие аппараты обычно требуют 
сетевого питания. Передача информации между телефонным аппаратом идет в
цифровом виде, что обеспечивает качество звука и сложность 
несанкционированного подключения (прослушивания).

По типу набора - все типы АТС поддерживают импульсный набор (на электронных
может быть запрещен, но так бывает довольно редко). Тональный набор 
поддерживают Э АТС, КУ АТС.

Сигналы станции (гудки). На ДШ, К АТС имеются три основных типа сигналов:
-ответ станции (непрерывный гудок)
-КПВ, контроль посылки вызова (длинные гудки)
-СЗ, сигнал занятости (короткие гудки)

На ЭАТС добавляется "указательный" сигнал-трехтональный гудок, "перегрузка"-
частые короткие гудки, автоинформатор (неправильный номер, направление пере-
гружено, ждите ответа, и т.п.)

По сигналу  "ответ станции" (длинный гудок при снятии трубки) на 
ДШ, К, КУ АТС громкий, однотональный (номинал 425гц). Может появляться не
сразу после снятия трубки. При перегрузке ДШ АТС дает сигнал "занято", К АТС
просто тишину, (Э АТС не доводилось наблюдать, вероятно "перегрузка").
Сигнал на ДШ, К может сопровождаться шумами и потрескиваниями. На ЭАТС "ответ 
станции" появляется сразу после снятия трубки. Сигнал более мягкий, тихий,
гаромничный (смесь нескольких тонов). Если подержать трубку более 30-40сек,
ЭАТС начнет посылать сигнал "перегрузка", затем ставит номер в состояние 
парковки - защита от случайно снятой трубки. Если положить трубку, и затем
снять - ЭАТС восстановит работу автоматически. На ДШ, К АТС через некоторое 
время (0.5-1 час) персонал АТС вручную отключает номер, если снята трубка.

По набору номера - после набора номера (внутри своей АТС) на ДШ и ЭАТС почти
сразу (в пределах секунды) слышен КПВ или СЗ, причем на ДШ АТС перед СЗ 
обычно слышен перебор позиций шагового искателя ("пулеметная очередь"). При 
вызове номера другой АТС - КПВ посылает удаленная АТС (при местной связи).
После набора номера на К, КУ АТС следует пауза, затем щелчок или треск, и
сигнал КПВ или СЗ. При наборе номера на ДШ и К АТС есть вероятность
попасть в чужой разговор. На ЭАТС коммутация практически бесшумная.

Сигнал занятости на ДШ, К АТС громкий (громче уровня разговора), может быть
грязноватым, с потрескиваниями, фоном. ЭАТС дают СЗ более четкий, похожий по
тону на "ответ станции".

Сигнал "перегрузка"(частые короткие гудки)  дают только ЭАТС при перегрузке 
соединительных линий (СЛ) между АТС, или неисправности оборудования. ДШ, К АТС 
в этом случае дают обычный СЗ. Отличить перегузку на них можно, набрав номер,
отличающийся последнй цифрой от требуемого - если он будет свободен - занят
только требуемый абонент, если занят - заняты СЛ (или набранный номер).

Ответ на входящий вызов - на ДШ, К может сопровождаться потрескиваниями, КАТС
могут посылать безинтервальный пакет с номером абонента (АОН). У ДШ, К, КУ
АТС (и некоторых ЭАТС) промежуток между первым и вторым звонком не 
нормируется, и рекомендуется снимать трубку после второго звонка).

Прослушивание тишины после набора какой-либо цифры - ДШ АТС выдает в линию 
шумы, потрескивания, чем-то напоминающие сверчка, порою шорохии сильный 
треск (вызываемые пропаданием контакта при вибрации искателей). К, КУ АТС -
на фоне небольшого фона, шума, слышны "переливы" тональной сигнализиции
(челнок), после полного набора номера и щелчка - шум уменьшается. ЭАТС 
выдает небольшое шипение (шум квантования). Цифровые системы такше немного
шипят ("комфортный шум" не дает создаться впечатлению обрыва связи).
Естественно, шум в большой степени зависит от состояния линии и аппарата.

Во время разговора - на ДШ, К, КУ АТС могут быть потрескивания, 
"конференции", "пролезание" тональных сигналов и т.п. помехи - зависит от
степени изношенности оборудования, и тщательности обслуживания.

Наличие АОН - как правило, бывает на К, КУ АТС. Если при междугородней связи
в конце нужно набирать свой номер - АОНа нет. При вызове номера другой АТС,
слышно 2 щелчка при снятии трубки вызываемым абонентом - ожидание запроса
или посылка безинтервального пакета. Продававшиеся ранее "телефоны с АОН"
оринтированы именно на расшифровку тональной посылки номера. На ЭАТС номер
и другая информация передается по каналу сигнализации (не в разговорном 
тракте). На аппарате, подключенном к ЭАТС номер высвечивается при поддержке
услуги CLIP аппаратом и станцией. ЭАТС также может отдавать инф. номера на 
коммутатор сотовых сетей.

Отбой - если вы положили трубку, а оппонент - нет, то на ДШ АТС соединение 
не разрывается (при повторном снятии трубки будет тишина, как при наборе
номера между цифрами). На этом принципе было основано вычисление хулиганов и
терроистов на ДШ АТС: не кладите трубку после звонка терроиста, и вызывайте
милицию с ДРУГОГО телефона!

Выход на межгород - на ДШ АТС гудок появляется сразу после набора цифры 8,
после кода, вызываемого номера, в конце нужно набирать свой номер,
после успешного набора слышен короткий сигнал "бип" (1200/1600гц). На К АТС
после набора 8 слышно срабатывание АОН (2 щелчка),гудок, после набора кода и 
вызываемого номера свой номер набирать не нужно. На ЭАТС можно набирать 
номер, не дожидаясь гудка после цифры 8 (хотя он есть).

Удлиннители, уплотнения - если телефон установлен на значительном расстоянии
от АТС, могут применяться аналоговые и цифровые уплотнения и удлиннители.
Наличие аналогового удлиннителя (радио) определяется по шуму, искажениям при
передаче, и ограниченному динамическому диапазону. Аналоговый уплотнитель
вносит похожие искажения, при "уходе" параметров электроники голос может
"плавать", дрожать, вплоть до полной неузнаваемости.
Цифровое уплотнение выдает себя булькающим звуком на протяжных тонах 
(пение), и специфическим шумом в покое. Факсы и модемы также крайне 
негативно относятся к уплотнителям - скорость передачи резко падает.

Вот, собственно, основные признаки, по которым можно определить тип и 
особенности вашей АТС.