Мои Звуки Знакомство с электричеством началось в 1 классе, когда из разобранной игрушки, кнопки, батарейки, и проводов я сделал звонок от двери комнаты к своей кровати. В качестве "звонка" был подключен двигатель от игрушки и несбалансированным грузом на валу, вставленным в экран строчного трансформатора от телевизора Рекорд-305.Замечу, подобным образом устроен вибросигнал в сотовых телефонах. Констукция работала, несмотря на ее низкую практическую ценность. Привлекать аудиотехника меня начала еще в детстве. Еще в детском саду я разобрал на части радиолу родителей. Попыка собрать обратно не удалась-после включения в сеть раздался громкий треск, пошел дым. После приобретения некотороо опыта, собрать радиолу удалось, и она даже работала некоторое время. Т.к. радиола была убрана на шкаф (чтобы не мешать мне делать на столе уроки), приходилось растягивать удлиннитель на шкаф и крутить пластинки там (пока родители были на работе). Опыты с сетями. В 80-е годы довольно частым явлением была выставленная в окно или форточку колонка, оглашавшая ревом окрестности. Тогдашняя бытовая техника как правило, не дававшая ни мощности, ни качества звука, тем не менее была способна поднять настроение на большой территории двора. Техника была к тому же ламповая, грелась сильно (и долго, 30-50 сек. до начала работы, а телевизоры еще дольше). Уже учась в школе, я тоже проделывал подобные опыты, но т.к. кроме радиолы и нескольких динамиков без корпуса у меня особо ничего не было, то и "вещание" тоже не отличалось разнообразием. Сделать микрофонный усилитель во 2-3 классе мне было еще "не по зубам", но вывести провода от выходного трансформатора я уже сообразил как. Пробовал вещать и в радиотрансляционную сеть во время перерыва вещания с 14-15ч, и в телефонную, устраивая "концерты" друзьям, т.к. в то время не было повременной оплаты. Однако, чтобы охватить двор, мощности не хватало. Пробовал включать последовательно и параллельно динамики, но это тоже не сильно помогало. Несколько удалось увеличить мощность до приемлемого уровня, вставив динамик в ведро без дна. Такой импровизированный "рупор" и выставлялся некоторое время в форточку. Родители отвели мне для электрических принадлежностей полку шкафа (на которой и сейчас лежит много из тех запасов, все никак не выброшу). В 4-5 классе появился транзисторный приемник, и стало возможно ловить вражеские "голоса". В то время в эфире было куда чище, чем теперь - не было сотовых, домашних компьютеров, импульсных блоков питания, и т.п. электроники, от которой в городах радио забито помехами с ДВ до УКВ. В приемнике имелся линейный выход, подключив к которому угольный микрофон от телефона, я получил некое подобие мегафона. Однако, звук оставался слабый. После изучения некоторых схем, я догадался добавить в цепь источник питания 1,5В. Дело пошло куда лучше, но возникал свист, микрофон "заводился" от акустической обратной связи. Приходилось разносить приемник и микрофон на большое расстояние. К тому же хриплый звук от угольного микрофона никак не соответствовал с понятием "качество". Все используемые конструкции питались от батареек - "круглых" на 1.5В и "плоских" на 4.5В. Стоили они немного по тем временам 17 и 20 коп. соответственно. Напомню, что в то время проезд в трамвае стои 3 коп, в автобусе и метро -5 коп. Батареек в приемнике хватало надолго - почти на год, при том, что он использовался каждый день. Батарейки бывали в продаже не постоянно, но регулярно, и при желании можно было купить без особых проблем. Пока я обходился без паяльника. Но желание сделать что-то по схемам в журнале "Юный Техник" сподвигло меня найти на полке с проводами заблаговременно купленный паяльник (100Вт). Я решил собрать цветомузыкальную установку. Схема была выбрана простая на 4 транзисторах. Деталей в магазине было куплено на 10р (большая сумма), но дело стопорилось по отсутствию источника питания. Наконец, он тоже был сделан из подобранного на свалке трансформатора, и моста из телевизора. Конструкция была собрана на дощечках для выжигания, не имела корпуса, и в качестве полезного действия выдавала мерцания на "экране" размером 5Х20 см. В темное время суток от такой "установки" света хватало на 2-3м, что в общем, неплохо. На бОльшие мощности транзисторов и источника питания уже не хватало. История работы со звукозаписью началась в 4-5 классе. Первые эксперименты проводились с товарищами на вытащенном из пыльной кладовки магнитофоне Комета-хх (односкоростной переносной катушечный). катушки на этом аппарате были N 10 (10 см в диаметре), и вмещали на одну сторону около 40 минут звучания (моно, скорость 9.53 см/с). Интересно, что размерами и массой он примерно соответствовал кассетным магнитофонам 80х годов. Для питания аппарата необходимо было 8 батареек 343 (type C), или блок питания размером почти с кирпич. Также во время приходов в гости к родственникам, я крутил их старый ламповый магнитофон 1973 года выпуска. Работал то 2-3 часа, потом перегревался, и звук сразу ухудшался. В 7 классе родители, наконец, вняли моим просьбам, и купили катушечный магнитофон. Как я был наслышан ранее, в середине 80-х эра кассет еще не наступила. (Запомнилась статья в Комсомольской правде www.kp.ru "Запылились кассеты). Постоянно скрипящие, зажевываемые, ломающиеся советские кассеты не вызывали впечатления, хотя стоили 4р. Импортные же стоили бешенных денег - 9р. Нак катушках же, варьируя скорость и режим моно-стерео, можно было добиться изменение времени звучания в 4 раза. И кому нужно было стерео, если оно доступно только с виниловых пластинок? Катушка 375м стоила 4р75к. Продавалось в основном 2 марки ленты ТАСМА и СВЕМА. (в основном, 37мкм). Один раз попалась лента 27мкм, на катушку 15 ее влезало 525м (на час на скорости 9.53 см/с). Т.К. катушки 15 хватало на 4 часа мах., а стоила она чуть дороже кассеты, то для стационарного звучания выбор был предопределен. К тому же все распространненые кассетные магнитофоны того времени были, как правило, монофоническими, и не имели автостопа. Выбор магнитофона. Выбор в общем, не был проблемой, т.к. денег хватало только на магнитофонную приставку (у нее нет усилителя мощности и акустики). Соответственно, слушать такой аппарат можно только на наушники или подключать к усилителю с акустикой. Были выбраны оба варианта. Для подключения к радиоле пришлось паять вход, который, не мудрствуя лукаво, был подключен параллельно пьезоэлектрическому звукоснимателю. Однако, записывать мс пластинок таким образом не получалось. Сигнал от "пьезика" был слаб, к тому же низкое входное сопротивление микрофонного входа магнитофона давило низкие частоты напрочь. Пришлось делать второе гнездо (стоило 30 коп) и подключать его к выходному трансформатору, соответственно, добавляя шипения и гудения в записываемый сигнал. Новая акустика. Звук радиолы модели 60-х годов меня уже решительно не устраивал. Я стал искать варианты. И снова обратился на ... свалку. В то время выбрасывалось сравнительно много телевизоров, радиол, и.т.п. техники, причем, условно исправной. (Теперь шасси и трансформаторы видимо, сдают в пункты приема цветного лома). Так что я смог найти комплектующие для сборки лампового усилителя мощности. Лампы были 6Н14П и 6Н2П - типовая схема 60-70х годов. Мощность до 3-4вт. Размер трансформаторов позволил его сделать в посылочном ящике. Там он и работал до модернизации. Естественно, ящик никак не облагораживался. Через некоторое время, благодаря журналу Юный Техник, я ввел в усилитель схему "быстрый старт" высокое напряжение на аноды ламп не подавалось, накал ламп подводился через диод. После включения полного накала и подачи анодного напряжения, усилитель начинал работать через 1-2 сек, причем с плавным нарастанием громкости. Подобную схему я потом увидел в армейском вещательном приемнике. Акустика. Для этого усилителя потребовалась соотвествующая акустическая система, которая была собрана тоже в посылочном ящике побольше. Установив туда динамик 3ГД, я получил в общем, неплохой звук для того времени. Не зря ламповая техника ценится в кругах high end. Для нормального прослушивания пластинок,родители купили, наконец электрофон. К которому тоже пришлось паять кабель. Так как ГОСТ допускал в то время несколько вариантов распайки основного разъема СГ/СШ5, кабель как правило, не подходил, т.к. на магнитофоне и усилителе оказывались разные варианты. В конце концов, я решил проблему, изготовив комплект из трех кабелей - прямой 1,4,2 контакты, прямой 2,3,5 контакты, и "реверсивный" 2-2, 1-3, 4-5. С этим набором кабелей можно было соединить любое устройство с любым. Позже, двоюродный брат подарил самодельный кабель со всеми 5 жилами. Его использовать было бы еще проще, на изготовители советской техники так и норвили сделать вход и выход на одном гнезде, а на телевизорах и приемниках к тому же, запихнуть туда выход на наушники. Коммутация. Итак, во весь рост встала проблема коммутации. Т.к. уже тогда в маленьких приемниках применялся советский вариант мини-"джека", на который готовых разъемов было почти не купить. Поэтому коробочка с разными переходниками была в ходу все время. В последние месяцы советской власти стали продаваться разные переходники, сделанные братцами-китайцами, но они стоили больших денег, и я не обращал на эти поделки разваливающиеся через день. ЛПМ Лентопротяжные механизмы в катушечных магнитофонах того времени делались из листовой стали 1-1.5мм, и прочность их не вызывала сомнения. Слабое место "лежачих" магнитофонов было узле прижима ленты к головкам. В "стоячих" магнитофонах применялся безприжиный механизм, за счет угла огибания ленты, но такие аппараты стоили дороже мотоцикла (знаменитый Олимп, и Электроника-001). В кассетных магнитофонах проблема возникала при разбалтывании ркгулировочного винта азимута универсальной головки, который все время приходилось подкручивать при воспроизведении чужих кассет, а также по "эталонной" кассете выставлять угол для записи своих кассет. Мало кто парился с тонкой настройкой, поэтому регулировать азимут на кассетниках было необходимо очень часто, отвертка всегда лежала рядом с аппаратом. Хотя были у кассетников и плюсы - прижимной войлок в каждой кассете был свой, и всегда можно было заменить проблемную кассету. В катушечном же магнитофоне прижим представлял собой "слабое место". Как только я не боролся с прижимом, особенно при записи. Заменять его через полгода, как рекомендовала инструкция, не всегда была возможность, запчастей в магазинах было негусто, и приходилось придумывать свои варианты прижима, из тряпочек, поролона, валенков и прочих подручных средств. Запись. Для перезаписи нужно 2 аппарата (не считачя термоконтактную запись, но таким извращением я не занимался). Поскольку магнитофоны весили по 10-15 кг, таскать такой аппарат было тяжеловато, и запиывалось "оптом" несколько катушек/кассет, т.е. процесс растягивался на весь выходной. К тому же ламповые магнитофоны типа Соната-III, Брянск, не имели звукового контроля, некоторые типа Романтика его имели, но ... с фиксированным (довольно большим) уровнем громкости. родители друзей, к которым я ходил, и родственники, не выносили долго громкий звук, а писать без контроля было чревато. Состояние тогдашних лент позволяло без ущерба для качества записи записывать 2-3 песни, почле чего нужно было чистить ЛПМ на запись, а то и в обоих аппаратах. К тому же, ламповые магнитофоны грелись, как печки, и после 3-4 часов работы их приходилось отключать. Но лучше день потерять, а потом слушать хорошую запись, чем каждый раз вспоминать, что головку то хорошо бы было протереть... Чтобы отметить место на ленте, куда ее отматывать, вкладывалась бумажка, при перемотке она здорово вылетала. Протирали ЛПМ тогда одеколоном, т.к. водка хотя и не было дефицитом, но на эти цели родителями почти не выделялась. Во время записи приходилось неотрывно следить за уровнем, намоткой на катушки, качествои исходного сигнала. Кассеты же обладали способностью к "зажевыванию"- специфические эффекты "р-р-р-тррр" которого оставилсь потом на испорченном участке навсегда. Если же вовремя заметить "зажевывание", то можно было спасти кассету, но при воспроизведении с этим никто особо не парился. Катушки страдали при неполной перемотке - образовывались сткпеньки ленты, она коробилась, выступающие витки портились, что также ухудшало запись. Но за счет более грубой конструкции, катушечные магнитофоны обеспечивали более качественный звук, чем современные им кассетные советского производства. Перед записью приходилось заниматься несколькими пробными прогонами - проверять соответствие калибровки индикаторов уровня записи используемой ленте. Если строго следовать инструкции, писать "в ноль" - то запись получится с соответсвующим уровнем только на ленте, близкой к измерительной, на которой магнитофон калибровали на заводе. Реальные ленты требовали некоторого завышения (реже занижения) уровня записи. К тому же, нормализацией уровня порой не занимались даже на гос. студии грамзаписи, на сборные пластинки песни могли записываться с разным уровнем, и приходилось предварительно подбирать уровень по среднему для пластинки, и корректировать в процессе. Старые регуляторы уровня при повороте издавали потрескивания, поэтому не на каждом магнитофоне удавалось оперативно регулировать запись. Проблему также вызывало отсутствие сквозного канала в массовых магнитофонах, то есть прослушать то, что записалось, можно было только по окончании процесса. А если не записалось, то и повторить тоже с большой потерей времени. АРУЗ В 80-е годы на кассетники стали автоматической регулировкой уровня записи (АРУЗ). Этот некий аналог профессиональных компрессоров и лимитеров был далек от совершенства, т.к. обычно не имел никаких регулировок, ни порога, ни скорости срабатывания и отпускания. В результате все записи сжимались по динамике,что для бытовой аппаратуры было даже неплохо, но в то же время в паузах поднимались шумы при перезаписи. Для микрофонной записи речи АРУЗ работал неплохо, и в некотороых магнитофонах 2 класса типа ВЕСНА была возможность ручной и авто регулировки. Но это было редкостью. В катушечных аппаратах АРУЗ мне не встречался. В конце концов, почти все кассетники перевели на АРУЗ, правда, на импортных чувствительность все же была пониже, и шумы усиливались поменьше. Итак, комплект для экспедиции "запись" - магнитофон. Кабели (см. выше), переходники. Тройник. Удлинитель (мало ли розетки не окажется). Бутылочка с одколоном, спиртом, деревянная палочка, вата, тряпочка, отвертка, фонарик (смотреть за чисткой удобнее, и вечером возвращаться по "улицам разбитых фонарей" спокойнее). Катушки/кассеты с оригиналами. Пустые катушки (чтобы не перематывать, это вам не кассеты, где захотел, там и бросил слушать, и достал). Чистые перемотанные катушки - кассеты. Может, еще чего забыл? Обработка звука. Нелишне напомнить, что речь шла об аналоговой записи, при каждом копировании неизбежно деградирующей. Чем качественнее аппаратура, тем больше запас качества, на на лентах и магнитофонах того времени достаточно было 2-3 перезаписи, чтобы получить глухой и хриплый звук. При перезаписи с пластинок поджидала другая засада - шипение и щелчки (которые теперь так любят подмешивать в свои произведения некоторые диджеи, чтобы показать "ретро" живой звук). Изучая схемы в журнале Юный Техник, я решил собрать фильтр для перезаписи, который как сулило описание, вырезал шумы пластинок. Фильтр действительно работал, и при излишке низких частот и шипении записи получалось его использовать и при магнитофонной перезаписи. Друзья иногда просили "очиститель звука" на перезапись. Собрана конструкция была в мыльнице (как и много других компактых электронных устройств). Иногда удавалось скорректировать звук регуляторам тембра нч-вч, при подключении аппарата на запись с мощного выхода. Для этого приходилось паять много разных переходников и делителей напряжения. Звук получался реально лучше. Конечно, это все были полумеры, регулировать частотную характеристику в нужном диапазоне удалось только после того, как я собрал эквалайзер, сначала моно, потом, купив радиоконструктор - стерео. Это уже был достаточно качественный аппарат, как по характеристикам, так и по дизайну, к тому же по умереннной цене. Эквалайзеры промышленного производства стоили куда дороже. Это уже было после школы. Ленты Перед записью катушки перематывались. Кто этого не делал - тот получал глухую запись уже на 2 песне. Перематывались ленты по тряпочке, после перемотки эта тряпочка превращалась в рыжую ржавую негодную тряпку и выбрасывалась. Ленты на легко горючей основе мне уже почти не попадались, были в основном на современной полиэтилентерефталатной основе (лавсановые). На концы ленты, наматываемой на продаваемые катушки, приклеивались 2 ракорда, белый и красный. Считалось плохим тоном отдавать ленту намотанную на катушку красным ракордом наружу. Это был просто результат лени человека, не утруждающего себя обратной перемоткой после записи-воспроизведения "первой стороны" катушки. Ракорды крепились небольшим отрезком липкой ленты. Инструкция на коробке катушки рекомендовала отрезать этот хвостик перед эксплуатацией. Некоторые люди, следуя инструкции слишком буквально, отрезали ракорд полностью. Иногда он также обрывался. Но в большей части ракорды приносили проблемы местом склейки ракорда и магнитной ленты. В этом стыке накапливалась пыль, и загрязняла ЛПМ, если вовремя не остановить его до конца ракорда. Ленты при хранении рекомендуется раз в полгода перематывать, но кто это реально делает? И условия хранения тоже имеют значение. Но даже при обычных условиях ленты успешно хранились по 20-25 лет без проблем. С кассетами не знаю, сложно сказать, лет 10-15 выдержиывают, точно. Монтаж Простое копирование записей довольно быстро надоедало, и наступал поиск различных вариантов сделать вою "радиопередачу". Отмечу, что креативность народа в то время была выше, именно для таких людей некоторые модели магнитофонов Астра оснащались кнопками "Трюк", отключающими стирающую головку, и позволявшими сделать наложение одного звука на другой. Такой способ имел ряд крупных недостатков. Во первых, исходная запись должна была иметь некоторый запас по уровню и высоким частотам. Во вторых при наложении отсутствовал звуковой контроль, и ориентироваться можно было только на секундомер. однако, такое наложение позволяло сделать приличные сборные музыкальные программы для озвучивания школьного спектакля. Смонтировать же музыку нон-стоп было непросто. Как и речь, с точным монтажом. Тут кассетники отдыхали, как говорится, "по полной программе". ЛПМ катушечных магнитофонов с ручным управлением позволяли руками двигать ленту по головке, для поиска начала фразы/музыкального такта. потом взмах медными ножницами, поиск конца фрагмента - и склейка их в нужной последовательности. Причем, как потом выяснилось, несколько раньше, в 60-70х годах так же работали и на профессиональном радио! Недостатком этого метода была порча ленты после нескольких монтажей, и ее сильный расход - при монтаже с разрезаниями и склейками использовалась только "одна сторона" ленты. Так что катушки хватало только на несколько "передач". Впрочем, после школы, уже занимаясь исполнением музыки, я предпринимал попытки сделать 4-х дорожечный магнитофон, на базе бытового стерео. Конструкция представляла собой дополнительную смещенную головку, установленную на место стирающей. Головка была смещена ниже основной, поэтому писала 2 и 4 дорожки, а основная 1 и 3. Стирать ленту приходилось на другом магнитофоне. Сверху над блоком головок висел пучок из 4 переключателей каналов. К сожалению, одновременно можно было записывать только 2 канала, но воспроизводить в любой комбинации. Дальнейшему развитию данного технического монстра помешала армия, он проработал некоторое время, как магнитный ревербератор при записи собственной музыки, а потом и компьютеры подоспели. Но я отвлекся. Микшер Как натолкнуло чтение журнала Техника-молодежи, в профессиональной звукотехнике в реальном времени сигналы с разных источников смешиваются в особом приборе- микшере. В магазинах подобного я не видел, но представлял, как должен действовать микшер. К тому же из школьного лингафонного кабинета выбрасывали остатки аппаратуры, заменяемой на новую. Мне были собственно нужны блоки рабочих мест - на небольшой плате объединялся микрофонный и телефонный усилители (моно), с регулятором уровня. Объединив 4 таких усилителя через резисторную развязку, я и получил тот самый микшер где-то в 9 классе. Поводив глазами по печатной плате, нашел точки подключения, исходя из номинала конденсатора фильтра питания 16В, сделал источник на 9-10В, и микшер заработал. Вначале он тоже был без корпуса, собран на ... плоской чертежной линейке (прямоугольная такая, с прорезями в виде геометрических фигур). потом корпус тоже нашелся, от какого-то электромеханического карточного экзаменатора. С помощью этого микшера началась моя звукорежиссерская деятельность. Приличный микшер удалось купить уже в 1991г, он был тоже на 4 входа и был изготовлен на каком-то конверсионном предприятии. Но об этом позже. Скучно одному. Магнитофону. А вы что думали? Когда я поступил в институт, у меня уже имелся проигрыватель, старая радиола (моно), магнитофон, микшер, куча проводов, микрофоны, и т.п. принадолежности, с которыми уже можно было делать кое-какие свои звуковые программы. Но второго (и третьего) магнитофона явно не хватало. Денег у студента тоже. Купив по случаю в 1990г за 10 рублей 2 списанные магнитофонные приставки Нота (моно, ламповые),я переделал их на востроизводящие устройства. Мало было поменять универсальную головку. Ламповая схема была рассчитана на работу с 2-х дорожечной системой, и от 4-х дорожечной головки не обеспечивала нужного усиления. Купив микросхему усилителя воспроизведения, и выкинув всю ненужную ламповую начинку, я получил вполне приличный аппарат для общежития. Он прожил у меня 2 года. На втором аппарате заменив приводной ролик, я сделал скорость 19,05см/с. Ролик вытачивал токарь по эскизу сокурсника. Модернизация. Получив 2 таких аппарата, я понял, что их невозможно слушать громко,необходим усилитель и акустика. Некоторое время как усилитель использовался радиоприемник, который работал громко, но не отличался широкой полосой воспроизводимых частот. После чего я привез свой ламповый усилитель, о котором писалось выше, и модернизировал корпус от транзисторного усилителя 70х гг, подобранного на свалке школы. Усилительный бум. В 1990 году наше общежитие охватил электронный бум - каждая вторая комната мастерила усилители и магнитофоны. 4-5 курсы делали Дельту-001, и этот реально хороший усилитель звучал. Кто помладше, делали попроще. Я остановился на уфимском наборе "сделай сам" - усилитель, и пара динамиков. собрав за неделю сам аппарат, еще неделю делал корпуса акустики, из ДВП, получились они тяжелые и звучали отвратительно. У некоторых получалось получше. Впрочем, положение удалось поправить, использовав в качестве корпуса "сталинские" колонки Ленкинап 1952года выпуска. Они прекрасно работали на 10-ваттный динамик, штатный 4-ваттный пришлось выбросить. Все это безобразие включалось вечером, по коридоу неслись мелодии и ритмы, от которых молодые мамы выбегали с криками "у меня ребенок не спит"! Правда к вечеру (23-24ч) все постепенно утихомиривалось. Попутно, появился и магнитофон Романтик-3, проданный за 10р однокурсником. Магнитофон тоже юыл из разряда "а-ля 70е года" - катушки N 13, скорость 9.53см/с, моно. Я его тоже модернизировал, поставил стерео головки, он работал и на запись. При некотором ухищрении удалось ставить катушки 15, а это уже было неплохо. Двигатель с центробежным регулятором этого аппарата нещадно шумел, смазка не помогала. Помогли резиновые прокладки, и поролоновый кожух. Питание магнитофона производилось от 10 (!) батареек 373 (type D). Такие батарейки, как я писал, тогда стоили 17коп. штука(Марс). Потом стали производить батарейки Сатурн, с металлическим кожухом, похожие на современные солевые. Они уже стоили 30коп. штука. Для сравнения - штраф за безбилетный проезд в гор.транспорте был 3 рубля. Магнитофон расходовал комплект батареек за 10 часов. (по паспорту). Реально быстрее, если работал на природе без перерыва. Но аппарат для таких целей не использовался. Кроме того, снова пришлось изготовить блок питания, размерами примерно, как и штатный, т.е "кирпич". Этот блок питания был универсальный, и использовался как зарядное устройство для солевых батареек. Вообще, эти батарейки считаются одноразовыми, но это "там". "Здесь" они перезаряжаются, и работают. Конечно, емкость их далеко не первоначальная, но достаточная, чтобы слушать музыку в течение 2-3 часов, что обычно соответствовало длительности моей поездки. Кассеты наступают! В начале 90х годов стал ясно, что катушечные магнитофоны уходят из обихода. Массовые кассетники, несмотря на их более низкое качество звучания,занимали все более широкую нишу. Стал и я задумываться о покупке кассетника. Вообще, несколько кассет валялось у меня еще со школы, аппарата не было. В общежитии записать кассету не было проблемой, и поэтому ограничился плеером. Выбора особо не было, купил "Квазар". Он имел 3 кнопки - пуск, стоп, перемотка вперед. Это был уже шаг вперед по сравнению с Романтик-мини (там вообще перемотки не было), и шаг назад по сравнению с первым советским плеером Электроника примерно 1985г (размером с кирпич). Питание, как обычно, 6В. Батареек 316 (type AAA) хватало на 3 часа (если слушать с переывом). Этих батареек в продаже почти не бывало. Конечно, имелись аккумуляторы соответствующего размера, но их вообще ни разу не видел в продаже. Пришлось сделать футляр для 4 батареек 373, который по размерам был, как и сам плеер. Когда батарейки "садились", я их подзаряжал в выше описанном зарядном устройстве, всего удавалось провести до 10 подзарядок, после чего батарейки отказывали окончательно. Плеер имел обычные по тому времени наушники на гибкой дужке, ремешок для переноски. Автостопа не было. Импортные плееры имели механический автостоп, но наши конструкторы, по непонятным причинам (может быть, и патентного харакетра) автостопы не ставили. В переносных кассетниках автостоп выполнялся в виде целой платы с большим электромагнитом, при несежих батрейках мог и не сработать (это оговаривалось в инструкции). В разгар начинавшегося рaзгулa дeмoкрaтии, мне удалось купить магнитофон Томь 301с, обычный для того времени. Это был уже шаг вперед, т.к. переносной магнитофон - для некоторых применений удобнее плеера (ну и запись, соответственно). Встроенный микрофон в общем, был неплохого качества, но в тишине здорово писал собственные шумы. Усилитель мощности, треполосный эквалайзер также шипели, и временами потрескивали. Я даже носил аппарат в гарантийный ремонт, но его на приняли, с формулировкой "хотите качества - покупайте импортное". Нездоровые умы конструкторов вместо контакта на разъеме шнура питания, сделали переключатель "сеть"-"бат". Главной засадой было то, что при вставленныйх батарейках, подключенный к сети, магнитофон работал от батарей, если переключатель не был поставлен в положение "сеть", индикатор сети при этом горел! Находился этот переключатель сзади, не обращал на себя внимания, и убил комплект батареек, а также немерянно нервов. И так делалось не у одного магнитофона переходного периода 80-90 х годов. Записывал этот аппарат вполне пристойно (особенно на импортные кассеты), а с АРУЗ было боротся просто - перед записью на паузе нужно было включить микрофон, громко рявкнуть в него (АРУЗ срабатывала, и уменьшала усиление), потом быстро выключить микрофон, и записывать. Получался плавный фейдинг. Вот уменьшать громкость штатными средствами не получалось. Если писать по инструкции, то начало записи 2-3сек получалось с большими искажениями, потом следовал провал, и шла запись с отрегулированным уровнем. Этот магнитофон работает до сих пор (хотя и редко). Последний из "могикан". В 1987 году в ГОСТе было установлено, что отныне катушечные аппараты будут выпускаться только 1 и высшей группы сложности, или, как раньше называлось, класса. К 1992 году назрела необходимость купить такой аппарат. В то время инфляция исчислялась 1000% в год, так что если правильно поймать момент, можно было купить приличную вещь за уже обесценившиеся деньги. так и было сделано. Магнитофон Союз-101с напоминал своим видом знаменитый Олимп, весил около 15 кг, и занимал пол-стола (естественно, располагаясь вертикально). В принципе, для стационарного использоватния это был почти идеальный аппарат, если бы не наша лента. Об этом я писал, но в 1990-1993гг качество ленты ухудшалось прямо пропорционально разгулу "пeрестpoйки" в стране. Но аппарат тут не при чем. Для меня некоторым недостатком было переключение линейного выхода на контроль записи (в некоторых аппаратах линейный выход можно было оставить на постоянном контроле), и невозможность писать 1 дорожку, всегда только стерео. В общем, для музыкального качественного воспроизведения, это и неактуально, но для некоторых применений - важно. Воспроизводить 4х дорожечные моно записи можно было без проблем, так что это тоже было мелочью. В остальном магнитофон был очень хорош. Сквозной канал, хотя и показывал убогость нашей ленты, позволял мгновенно сказать что записалось. индикаторы тоже мне нравились -стрелочные среднего уровня с индикацией пика. Натяжение ленты регулировалось автоматически как и скорость при перемотке. Ну и усилитель мощности до 20 ватт на канал - не лишнее дополнение. Правда, все это хозяйство потребляло около 100 вт от сети, и грелось прилично. Логическое управление режимами было неплохо, но тем не менее, при старте лента немного дергалась, от чего возникал заметный "рывок" в начале записи, если не писать с тишины, и электромагниты мехнаизма нещадно щелкали. К сожалению, в 2003-2004годах производство и продажу магнитных лент на катушках стали постепенно сворачивать... Аппарат стал покрываться пылью... (продолжение следует).